Чем для Приангарья грозит возврат на областной уровень полномочий по установлению тарифов на воду Печать E-mail
Последние новости

tariffs vodaДепутаты ЗС Иркутской области в конце сентября 2016 года в первом чтении приняли закон, передающий региону право устанавливать тарифы на водоснабжение и канализацию. Последние четыре года этим занимались муниципалитеты. Сейчас они выступают против передачи этих полномочий.

Информационное агентство "Телеинформ" постаралось разобраться, почему тема тарифов стала потенциально конфликтной.
По мнению директора МУП «Водоканал» Иркутска Сергея Пыхтина, передача этих функций на уровень области приведёт к «разрыву полномочий»: тарифы будет устанавливать региональная власть, а ответ перед населением за качество услуг так и будет держать муниципалитет, не имея возможности контролировать затраты. Иркутску, к слову, есть чего опасаться: город пронизан километрами изношенных сетей.


На балансе Водоканала в настоящее время находится 796 км водопроводных сетей и 757 км – канализационных. Кроме того, предприятие эксплуатирует два водозабора, 21 водопроводную и 40 канализационных насосных станций, два комплекса канализационных очистных сооружений правого и левого берегов реки Ангара. Сети водоснабжения и водоотведения в целом имеют значительный износ (52% и 48% соответственно). Износ оборудования, зданий и канализационных очистных сооружений, по данным бухгалтерского учёта, составляет 58%.


– Эти данные и статистика устранения повреждений на сетях указывают на необходимость крупных финансовых вливаний для проведения мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции. Источники финансирования этих работ в действующих тарифах водоснабжения и водоотведения не позволяют изменить ситуацию в лучшую сторону, – говорят на предприятии.


Иркутск уже почувствовал, чем может обернуться передача полномочий по установлению тарифов на уровень области. В настоящее время его устанавливает муниципалитет, но у службы по тарифам Иркутской области функций контроля не отнимали. В случае необоснованного повышения или понижения тарифа ведомство это оспаривает и устанавливает свою цифру. Однако в случае с Водоканалом региональная служба сама поступила безосновательно, считает директор МУПа.
Для начала поясним, из чего складывается тариф на любую коммунальную услугу. Помимо расходов на электроэнергию и зарплату персонала, сумма включает в себя траты на ремонт и работу оборудования, работу аварийных бригад, поддержание инженерных сетей в приемлемом состоянии. В случае с хозяйством Водоканала – это очистка стоков со всего города на очистных сооружениях, профилактические работы на Ершовском водозаборе, снабжающем весь Иркутск чистой питьевой водой, хлорирование воды и другое. В декабре прошлого года администрация города приняла постановление, в соответствии с которым рост тарифа должен был составить 19%. Цифра была определена без нарушения законодательства, в предельных индексах, установленных государством.

– Она выглядит «страшной» только в процентном выражении, в абсолютных числах – это всего лишь на несколько копеек больше, чем было раньше, – поясняет директор Водоканала Сергей Пыхтин. – Население обычно таких изменений в тарифах не замечает. Однако служба по тарифам Иркутской области посчитала, что это не так, и урезала рост до 8% для водоснабжения и 13% – для платы за канализацию.

Региональное ведомство решило «срезать» действительно важные расходы. Сразу на 28,5% снизили зарплатный фонд. Надо сказать, что на Водоканале сейчас работает тысяча человек – меньше, что называется, уже некуда, все специалисты – это фактически «штучные люди», говорит Сергей Пыхтин. При прежнем руководителе МУПа Сергее Винарском уже были проведены масштабные сокращения, сразу на 800 человек.
Показались службе по тарифам необоснованными и траты на электричество, которое потребляют насосные и водонапорные станции. Их сократили на 20%. Исключили из перечня мероприятий водолазные работы, притом что Ершовский водозабор необходимо регулярно осматривать. Кроме того, исходя из позиции ведомства, Иркутску не очень нужно поддерживать работоспособность насосного оборудования, арматуры и других устройств, установленных на насосных станциях, очистных сооружениях и сетях водопровода и канализации. При этом убытки для Водоканала вырастают с суммы чуть больше 194 млн рублей почти до 400 млн рублей. Возмещать их никто не собирается.
Всё это ведёт к тому, что предприятие не сможет выполнять обязательства по выполнению производственной, инвестиционной программ, обязательств перед работниками предприятия по оплате труда, перед бюджетами разных уровней по оплате налогов и других обязательных платежей. Финал Водоканала в таком ключе – банкротство. Справедливо это не только для иркутского предприятия, но и для коммунальных организаций по всей области.

– Мэрия Иркутска, устанавливая тарифы, отвечает за социальную стабильность, служба по тарифам в этой конкретной ситуации, наоборот, поступает социально безответственно, – считает Сергей Пыхтин. – Что касается коллективного договора, в отношении которого звучали претензии, то он стандартный, те же условия существуют на многих предприятиях коммунальной сферы.

Так или иначе, в настоящее время Иркутск платит по тарифу, установленному региональным ведомством. Горадминистрация, в свою очередь, подала в суд. Сейчас дело находится в Иркутском облсуде в стадии рассмотрения, ближайшее заседание назначено на 20 октября. По мнению Сергея Пыхтина, у мэрии Иркутска более сильная позиция, поскольку при своих расчётах служба по тарифам нарушила многочисленные методические указания.
Областной бюджет, кстати, коммунальным предприятиям должен компенсировать так называемые «выпадающие доходы». По данным службы по тарифам Иркутской области, в целом по региону их сумма выросла с 220 млн рублей в 2014 году до 602 млн рублей в 2016 году. Однако иркутский Водоканал, к примеру, начал получать компенсацию с 1 июля 2015 года. При этом деньги за прошлый год предприятие получило только сейчас. Сумма компенсации составила 66 млн рублей. В этом году МУП работает без возмещения выпадающих доходов фактически уже 10 месяцев.
По мнению городских властей, менять систему работы в столь сложной сфере, как коммунальное хозяйство - рискованно. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников на традиционной встрече главы города с депутатами Законодательного собрания региона, состоявшейся 17 октября, отметил, что незачем «ломать систему, которая хорошо работает».

– Да, несомненно, есть муниципальные образования, которые нуждаются в дополнительной опеке. Но в Иркутске есть сильное предприятие «Водоканал». Да, у него есть проблемы, как и у всех, но оно нормально функционирует, система отлажена. Нельзя на одну чашу весов в этом вопросе ставить областной центр и небольшие муниципалитеты. Вообще же, это не тот вопрос, вокруг которого должны разгораться политические страсти, – отметил градоначальник.

Вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова 17 октября на комитете по собственности и экономической политике облпарламента высказала мнение, что в Иркутской области сейчас есть более сложные и проблемные вопросы, требующие законодательного регулирования. Она предложила ещё раз обсудить с муниципалитетами вопрос с передачей полномочий по тарифам на водоснабжение.

– На областном уровне есть, чем заняться. Например, вопрос с ТБО. У нас со следующего года тема полностью ложится на плечи региона. Хоть один документ сегодня готов по этому поводу? Хоть один подход сформирован? Пока мы ничего не обсуждаем, хотя осталось всего несколько сессий до конца года, и все они забиты бюджетными вопросами, – подчеркнула Наталья Дикусарова. – Также мы сейчас ведем очень серьезный закон о налоге на имущество организаций. Когда говорим о нём, пока не нащупывается правильного решения. Нет внутренней уверенности, что то, что мы примем, будет полностью правильным.

По мнению главы регионального парламента Сергея Брилки, на вопрос тарифов на водоснабжение и канализацию необходимо смотреть через призму отдельно взятого муниципального образования.

– Централизованное водоснабжение населения – ответственная работа, которая серьезно должна обеспечивать безопасность людей. Естественно, водоканалы должны поддерживаться в нормальном состоянии. К вопросу надо относиться не с позиции того, кто именно будет формировать тарифы, а с точки зрения обеспечения безопасности и бесперебойности водоснабжения, – считает спикер ЗС Иркутской области. – Неправильно убирать из тарифа строчку про обслуживание объектов, в частности, очистку водозаборов. Нужно верно настроить экономические взаимоотношения в отрасли и ввести понятие субсидирования выпадающих доходов.

Вместе с тем, до сих пор неясной остаётся позиция МинЖКХ Иркутской области. Хотя у специалистов ведомства, отмечает Сергей Брилка, за ним должно остаться «важное профессиональное веское слово», которое внесёт понимание, как сделать так, чтобы закон в случае его принятия закон работал в интересах жителей региона.

Источник - ИА «Телеинформ»

 

 

 
 ООО "Сетевая компания "ИРКУТ"