Сергей Степашин: От взносов на капитальный ремонт необходимо освободить жителей новостроек Печать E-mail
Последние новости

kapremont1Россияне смогут сэкономить на коммунальных платежах до 50 процентов, если в их домах появятся регуляторы потребления тепла, газа и электричества. Свет в подъезде будет включаться автоматически, а на крыше установят солнечные батареи. О том, почему в России так мало "умных домов", в интервью "РГ" рассказал председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей СтепашинОн также затронул темы капитального ремонта и переселения россиян из аварийных домов.

Сергей Вадимович, капитальный ремонт продолжает оставаться одной из самых "горячих" тем коммунального хозяйства. Особенно если судить по звонкам в нашу редакцию. Чем успокоите читателей?

Сергей Степашин: Тем, что программа движется довольно динамично. За последний год фактически завершен капитальный ремонт 41,4 тысячи многоквартирных домов, что примерно в два раза больше, чем в 2015 году. Собрано более 142 миллиардов рублей. Однако хотел бы отметить, что главное все-таки не сбор, а их фактическое освоение. В таких регионах, как Саха (Якутия) и Республика Ингушетия, все без исключения деньги жильцов были потрачены на капремонт, а в Краснодарском и Пермском крае из собранных средств израсходовано менее двадцати процентов. Вот этого допускать нельзя, так можно дискредитировать всю систему капитального ремонта. Мы очень надеемся, и Минстрой России будет следить за этим, чтобы использование этих средств проходило более успешно.

Главное, что люди поняли необходимость делать взносы; собираемость сегодня в целом по стране превысила 85 процентов. Деньги идут напрямую на капремонт, что позволяет поддерживать в хорошем состоянии даже самые старые постройки. Мы много ездим по стране, награждаем жильцов домов, которые содержат свои дома в отличном состоянии, знаком качества ЖКХ, а на сами здания прикрепляем табличку "Дом образцового содержания". Так вот, к примеру, в Мурманске и Магадане, такие знаки отличия получили дома 1939 и 1938 годов постройки соответственно. Вы только представьте: домам больше 70 лет, а они в полном порядке. Еще раз скажу, что в первую очередь все зависит от жильцов, от их хозяйского отношения к своему имуществу.

 

Сначала надо научить собственников самостоятельности и ответственности. Что необходимо сделать, чтобы собственники чаще выбирали специальные счета для накопления денег на капремонт?

Сергей Степашин: А зачем собственников чему-то учить? Им просто необходимо объяснить преимущества того или иного варианта - общий котел или спецсчет. Например, среди плюсов самостоятельного сбора денег - возможность проведения капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой.

 

Некоторые регионы уже освободили от взносов на капремонт жителей новостроек. Может, распространить такую практику на всю Россию?

Сергей Степашин: Я думаю, это хорошее предложение. Действительно, зачем делать ремонт в доме, который только что построили? Предлагаю освободить жителей от таких платежей, как минимум, на 5 лет. Например, по тем многоквартирным домам, где гарантия качества составляет как раз пять лет.

 

Энергоэффективный капитальный ремонт - нововведение в России. Что делать, чтобы в доме провели именно такие работы?

Сергей Степашин: Как раз на днях правительство утвердило правила предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение такого ремонта. Мы возместим жильцам часть расходов на оплату работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом такой ремонт должен привести к уменьшению расходов на оплату коммунальных ресурсов - тепла и электричества - не менее чем на 10 процентов.

Средства фонда пойдут также на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом, взятым на проведение капитального ремонта.

Размер финансовой поддержки для одного дома составит не более 50 процентов от стоимости работ, но не более 5 миллионов рублей.

Чтобы получить средства, собственникам квартир надо принять это решение на общем собрании. Жильцы должны определить, какие энергоэффективные работы они хотят провести в доме (выбрать можно из перечня, утверждаемого фондом по согласованию с минстроем), а также определить смету расходов. А региону необходимо подать заявку в Фонд ЖКХ.

Считаю, что в фонде на эти цели предусмотрены достаточно серьезные средства - порядка 822 миллионов рублей. Думаю, это неплохая поддержка для тех граждан, которые хотят повысить энергоэффективность своих многоквартирных домов с целью дальнейшей экономии ресурсов и снижения платежей за коммунальные услуги.

 

Прежде чем внедрять приемы энергоэффективности при проведении капремонта, сначала надо добиться того, чтобы обычные работы в доме были качественными. Как это сделать?

Сергей Степашин: Надо наказывать рублем и заставлять переделывать, больше никак. Отвечать за некачественный ремонт должны подрядные организации. Но их работу необходимо контролировать, в том числе и обычным жильцам.

Сейчас законом предусмотрено участие уполномоченного собственниками лица в приемке выполненных работ по капремонту, в том числе в подписании актов. При этом участие собственников должно быть не только на стадии подписания акта выполненных работ, но и на этапе организации и проведения ремонта.

Договор, заключаемый региональным оператором и подрядной организацией, должен обязательно предусматривать гарантийный срок на выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

При привлечении региональным оператором подрядных организаций предусмотрена обязательная процедура предварительного отбора, по результатам которого формируется реестр квалифицированных подрядчиков, имеющих необходимый успешный опыт работы, соответствующий персонал.

Если на всех уровнях будут строго следовать букве закона, то, как говорил Булгаков, кирпич просто так на голову никому не упадет. Если же подрядные организации будут допускать такие нарушения постоянно, то необходимо перекрыть им доступ на этот рынок.

 

Вы часто рассказываете про "умные дома", которые строятся в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья. Почему такие дома в России можно по пальцам посчитать?

Сергей Степашин: Хороший вопрос, и главное актуальный. Пока в России только порядка 126 энергоэффективных домов, построенных в рамках реализации программ Фонда ЖКХ по переселению граждан из аварийного жилья. Но сами понимаете, что это "пока" - капля в море. Напомню, что в Российской Федерации в настоящее время насчитывается 1,15 миллиона многоквартирных домов общей площадью 2,23 миллиарда квадратных метров. При этом, несмотря на то, что жильцы получают большую экономию при оплате коммунальных платежей, строить энергоэффективные дома достаточно затратно. Строителей можно понять: слишком большая себестоимость, и она окупается довольно продолжительное время, 5-7 лет.

Новые дома должны отвечать всем требованиям энергоэффективности, и поддерживать это направление необходимо с помощью бюджетных средств. Хватит строить новые "хрущевки" с продуваемыми домами, с потерей тепла и электроэнергии.

В новостройках должны быть не только счетчики, но и возможности регулирования потребления тепла, газа, электроэнергии. Свет должен включаться автоматически, когда люди входят в подъезд. На крыше - солнечные коллекторы и так далее.

 

Мало такие системы установить, их еще надо и обслуживать.

Сергей Степашин: Отсюда еще одна, не менее глобальная проблема, которая является барьером к массовому строительству энергоэффективных домов. Это отсутствие квалифицированных кадров. Пока управляющие компании находятся в стадии поговорки "техника в руках дикаря - кусок ржавого железа". Каким бы передовым ни было оборудование дома, его надо обслуживать, налаживать и грамотно эксплуатировать. В настоящее время в системе отечественного образования база подготовки таких специалистов разрушена, а приглашать специалистов извне накладно и хлопотно. 
Другими словами, понятие энергоэффективного дома, параметры его энергосберегающих показателей и другие качественные характеристики на сегодняшний день у каждого свои и говорить об активном повсеместном внедрении инновационных технологий энергоэффективного строительства, мягко выражаясь, несколько рано, но в то же время говорить об этом и стремиться к этому, я уверен, нужно.

Надо понимать, что жить в таком доме очень выгодно! Есть такой маленький город Собинка во Владимирской области, и даже там из шести построенных в рамках программы переселения из аварийного жилья домов один энергоэффективный. В Республике Саха (Якутия) возведен уже целый энергоэффективный квартал. Через два-три года жильцы заплатят за жилье за счет экономии тепла и газа до 40 процентов меньше, чем соседи в таких же домах.

 

Какие энергоэффективные технологии, распространенные в других странах, можно применять в наших домах?

Сергей Степашин: Практически все имеющиеся в мире технологии, относящиеся к понятию "умных домов", сегодня присутствуют на российском рынке. Более того, идут разработка и внедрение отечественных материалов, оборудования и программного обеспечения в этой области. Среди них оборудование с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - геотермальные или воздушные тепловые насосы, солнечные коллекторы, батареи, ветровые генераторы и так далее. Экспериментально доказано, что граждане, проживающие в энергоэффективных домах, имеют экономию по оплате коммунальных счетов от 25 до 40 процентов, а при применении ВИЭ - и до 50 процентов. При этом при строительстве "умных домов" выигрывают не только жильцы, но и власти. Хотелось бы привести в пример Республику Саха (Якутия), где руководство региона построило в условиях вечной мерзлоты целый энергоэффективный квартал, и граждане очень довольны новыми квартирами. И платят меньше, и живут комфортно.

 

Вы говорили о важности общественного контроля в сфере ЖКХ, и в частности при проведении капитального ремонта, переселении из аварийного жилья. Насколько эффективен такой подход?

Сергей Степашин: Система общественного контроля постепенно отлаживается. Теперь просто замазать дырочку в фундаменте и больше ничего не делать, не получится. Мы по линии Минстроя совместно с НП "ЖКХ Контроль" добились постановления правительства, по которому граждане получили право участвовать в проверках в сфере ЖКХ, организуемых общественными организациями, а чиновники обязаны реагировать на результаты таких проверок. Более того, некоторые эксперты считают, что необходимо также позволить гражданам самостоятельно инициировать проверки.

Я часто бываю в регионах, и могу сказать, что информация, которая поступает от граждан, порой слегка эмоциональна, однако весьма объективна, без официальных приукрас или наоборот каких-то недомолвок. Простые граждане, согласно постановлению правительства, могут участвовать в общественном жилищном контроле в качестве экспертов и инспекторов. Они должны будут прочесть о грядущем мероприятии в интернете и подать заявку на участие. После завершения проверки, слушаний, экспертизы или мониторинга организаторы должны будут оформить итоговый документ, который будет направляться государственным и муниципальным органам.

 

У нас уже второй год действует программа лицензирования управляющих компаний. Случаев судебного отзыва лицензий не так много. Это говорит о том, что у нас отличные управдомы? Но судя по звонкам наших читателей, это далеко не так.

Сергей Степашин: Проблемы есть, и они достаточно серьезные. Жалобы россиян, несмотря на "горячие линии", работу общественного контроля, нередко не доходят до Фонда ЖКХ и ведомств.

Однако не надо забывать, что 13 процентов, или около 1500 управляющих организаций, не смогли пройти первый этап лицензирования, получив отказ, а, к примеру, в 2016 году у обслуживающих организаций было отозвано еще 203 лицензии, в том числе и по решению суда.

К концу 2016 года у нас в стране действовало более 18 тысяч лицензий, при этом хочу обратить ваше внимание на то, что органами госжилинспекции было проведено свыше 56 тысяч проверок, связанных с лицензированием управляющих компаний. Однако, уверен, обратная связь с гражданами необходима в любом случае.

Предлагаю читателям "Российской газеты" присылать в редакцию письма на мое имя, как председателя Общественного совета при Минстрое России с предложениями и критикой своих управдомов либо озвучить свои вопросы по телефону, позвонив в Общественный совет при минстрое по номеру +7 (495) 647-15-80 (доб. 59101, 59103, 59104). После получения такой информации я все актуальные вопросы граждан задам на совете с приглашением министра Михаила Меня, главного жилищного инспектора Андрея Чибиса и всех тех, кто за это хозяйство отвечает. Договорились?

 

Сергей Вадимович, есть ли какие-то сдвиги в реализации программы по переселению россиян из аварийного жилья?

Сергей Степашин: Есть, на прошлой неделе я докладывал об этом премьер-министру Дмитрию Медведеву. На сегодняшний день из аварийного жилья площадью 13,08 миллиона квадратных метров переселено почти 849 тысяч граждан, а к 1 июня выйдем на миллион человек.

В 2016 году мы должны были расселить 166,73 тысячи человек. Регионы готовят отчетность к 15 февраля, но уже сейчас можно говорить о том, что целевые показатели выполнены. По нашим предварительным данным, количество регионов, которые досрочно выполнят программу, увеличится с 6 до 15, то есть в 2,5 раза. Таким образом, фактически каждый пятый регион уже завершил реализацию программы. Сейчас очень важно не снижать темпы, кроме того, на мой взгляд, Фонду ЖКХ необходимо оказать финансовую поддержку не только регионам, испытывающим сложности с бюджетной обеспеченностью, но и регионам, занимающим лидирующие позиции в реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья.

Я обратил внимание Дмитрия Анатольевича на то, что серьезные опасения реализация программы переселения вызывает лишь в двух субъектах, так называемых регионах-"двоечниках". Это Республика Тыва и Амурская область. Есть еще ряд регионов, которые вызывают у нас некоторую тревогу, - Республика Карелия, Забайкальский край, Тверская область, Саратовская область.
Сложности есть в Республике Саха (Якутия) и в Иркутской области, в Братске. Но я думаю, что и они в этом году подтянутся.

Премьер-министру я также доложил об итогах работы Фонда за 2016 год и за десять лет в целом, о достигнутых результатах. На 1 января 2017 года за все время работы Фонда на финансирование программ направлено 932 миллиарда рублей, почти триллион. Примерно половина из них - это средства Фонда, половина - муниципалитетов, в основном регионов. Дмитрий Медведев высоко оценил деятельность Фонда, отметив, что ни один инструмент, применяемый ранее для решения проблемы переселения, не приводил к таким эффективным результатам. По итогам встречи премьер дал мне поручение совместно с профильными членами правительства представить предложения по дальнейшим шагам в сфере модернизации ЖКХ.

 

Источник - "Российская газета"

 
 ООО "Сетевая компания "ИРКУТ"